Шаг 5: Изучить детерминанты биллинга и структуру блочного тарифа для оценки экономической эффективности

Целью расчета тарифов является стимулирование эффективного использования системы, а также предоставление энергетическим предприятиям справедливой возможности для возмещения своих затрат. После распределения затрат между различными классами потребителей следующим шагом в процессе расчета тарифов является определение структуры розничных тарифов путем определения детерминантов биллинга. Как правило, детерминанты биллинга распределяют часть НВВ к классу потребителей между объемными платами за электроэнергию (за кВт/ч, в зависимости от использования каждым потребителем), платами за подключение к сети (за каждого потребителя, независимо от использования), а иногда и платой за мощность / спрос (на основе максимальных кВт, потребляемых потребителем за определенный период).
Объемная плата за электроэнергию (за кВт/ч):
взимается в зависимости от количества потребленной электроэнергии, объемная плата за энергию может быть фиксированной, при этом все единицы потребления оцениваются одинаково, или возможен вариант, когда блоки потребления могут быть определены и оценены на разных уровнях. Существуют две основные структуры блочных тарифов – понижающийся и повышающийся:
  • понижающийся блочный тариф: устанавливает постепенно снижающиеся ставки для больших блоков потребления и тем самым обеспечивает более низкую среднюю цену для крупных пользователей. Обоснование этого подхода заключается в том, что, поскольку у крупных пользователей, как правило, более плоские профили нагрузки, их отношение потребности в мощностях к потреблению и, следовательно, их средняя стоимость киловатт-часа ниже, чем у мелких пользователей. Таким образом, этот подход позволяет устанавливать тарифы, отражающие затраты; или

  • повышающийся блочный тариф: устанавливает постепенно увеличивающиеся ставки для более крупных блоков потребления, тем самым обеспечивая более высокую среднюю цену для крупных пользователей. Этот подход является наиболее распространенной формой расчета тарифов для бытовых потребителей во всем мире в основном по двум причинам. Во-первых, введение более высоких цен за повышенное потребление служит стимулом для рационального использования энергетических ресурсов. Во-вторых, поскольку мелкие пользователи, как правило, имеют более низкие доходы, чем более крупные пользователи, структура повышающегося блочного тарифа обеспечивает механизм перекрестного субсидирования, которым относительно легко управлять.
Плата за подключение к сети (на одного потребителя):
учитывает затраты, понесенные энергетическим предприятием, которые не зависят от использования электроэнергии, такие как затраты, связанные со снятием показаний, выставлением счетов и сбором. Эта плата применяется ко всем классам клиентов независимо от их уровня использования.
Плата за мощность / спрос (за кВт):
взимается в зависимости от максимального пикового спроса отдельного потребителя – обычно взимается только с крупных коммерческих и промышленных потребителей.
Основы формирования тарифов
12 шагов к реализации тарифной реформы
Использовать цифровой инструмент принятия решений
Copyright © 2022 Asian Development Bank. All rights reserved.
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram

Step 5: Examine billing determinants and block design to assess whether economically efficient

The intent of rate design is to incent efficient use of the system, while also providing utilities a fair opportunity to recover their costs. Once costs have been allocated to the various customer classes, the next step in the rate design process is to specify a structure for retail tariffs by defining billing determinants. Typically, billing determinants allocate a portion of the customer class revenue requirement between volumetric energy charges (per kWh, based on each customer’s usage), customer charges (per customer, regardless of usage), and sometimes also capacity/demand charges (based on the maximum kW a customer uses in a particular period).
Volumetric energy charge (per kWh):
charged based on the amount of electricity consumed, the volumetric energy charge can be flat, whereby all units of consumption are priced the same, or alternatively, blocks of consumption can be defined and priced at different levels. There are two basic block tariff structures – declining and inclining:
  • declining block rate: establishes progressively decreasing rates for larger blocks of consumption, and thereby provides a lower average price for large users. The rationale for this approach is that because large users tend to have flatter load profiles, their ratio of capacity requirements to consumption, and therefore their average cost per kWh, is lower than for small users. As such, this approach enables cost reflective tariffs; or

  • inclining block rate: establishes progressively increasing rates for larger blocks of consumption, thereby providing a higher average price for large users. This approach is the most common form for residential rates worldwide, largely due to two key reasons. First, an imposition of higher prices for increased consumption serves to motivate energy conservation. Second, because small users tend to have lower incomes than larger users, an inclining block rate structure provides a mechanism for cross-subsidization that is relatively easy to administer.
Customer charge (per customer):
accounts for costs incurred by the utility that are independent of electricity usage, such as costs related to metering, billing, and collection. This charge applies to all customer classes regardless of their usage levels.
Capacity/demand charge (per kW):
charged based on the individual customer’s highest peak demand – this is typically only charged to large commercial and industrial customers.
Copyright © 2022 Asian Development Bank. All rights reserved.
linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram